Алексей вырос в поселке Яйва Пермского края. У него две сестры и восемь братьев. В этой большой и религиозной семье Лёша — самый младший. Его вера не позволяет брать оружие в руки, но от службы в армии ни он, ни его предки никогда не отлынивали. Отцу приходилось сложнее, во времена СССР не было другого варианта, кроме того, как встать в ряды вооружённых сил. Но тот был настойчив, напросился на кухню в помощники к повару. Когда подросли Алексей и его братья, в России уже вступил в силу закон, позволяющий проходить Альтернативную гражданскую службу (АГС).
Кадетскому корпусу нужны молодые и непьющие
Алексей Штефан служит в Кадетском корпусе два месяца, работает мойщиком посуды на кухне. Живёт здесь же, в общежитии для персонала, в собственной комнате.
Кадетский корпус в этом году впервые принимает у себя новобранцев-альтернативщиков. Главный специалист по кадрам Лариса Николаева говорит, что весной к ним пришло письмо от Роструда с предложением принять в свое учреждение ребят на АГС. Учреждение нуждается нуждается в молодых и, что важно, непьющих сотрудниках. Кадетский корпус располагается в Пермском районе, и «большинство сотрудников из деревень, не всегда удаётся найти подходящего специалиста».
«Мы подтвердили, что, да, мы желаем, хотим, и определили перечень вакансий. Далее нам выслали список с фамилиями предполагаемых к альтернативной службе, которые могут к нам приехать. Мы выбрали претендентов, смотрели чаще на то, чтобы они были из Пермского края — так они находились бы ближе к дому, и это было удобнее. Выбирали тех, у кого есть какое-то образование. Столяр-плотник, подсобные — какие-то рабочие профессии, которые тут у нас могут пригодиться».
«Меня сразу спросили: ну что, на АГС?»
Наша встреча с Лёшей пришлась на общие сборы всех учащихся с 7 по 11 классы. Кадеты, которые только поступили в корпус, изучают устав, учатся подшиваться и маршировать. Старшеклассники определяются с будущей профессией: о своей работе им рассказывают военные, спасатели и пожарные. Занятия проходят на берегу Камы в Сосновом бору на территории бывшего детского лагеря. Здесь расположены спальные корпуса, учебные здания, тренировочные площадки, баня, медицинский пункт, кухня и столовая. Одновременно здесь находятся более 600 человек. Всех их надо накормить завтраком, обедом и ужином.
Стадион затянут дымом — семиклассники в грубых шинелях до пят учатся пользоваться противогазами, румяные кадеты постарше под бодрую музыку из динамиков бегают по периметру. Так проходит обычный учебный день в Кадетском корпусе.
На часах — 11 утра. Посуда после завтрака уже вымыта, и у Алексея появляется немного времени перед обедом. Чтобы не путаться под ногами, мы находим деревянный столик на берегу речки рядом с кухней и разговариваем там.
«Я из поселка Яйва, это недалеко от Березников. Все мои братья проходили альтернативную гражданскую службу. Кто-то в Челябинской области, кто-то в Нижнем Новгороде, один на Камчатке служил. В пансионатах, в клинических больницах, на почте, на кухонных пищеблоках. Когда пришло мое время служить, я уже знал, что делать. В нашем военкомате, куда всех моих братьев призывали, меня сразу спросили: ну что, на АГС?» — парень немного стесняется, улыбается и щурит глаза на солнце.
Говорит, что служить в корпусе ему нравится: свежий воздух, работа несложная, на выходные можно съездить домой к родителям или к брату, который живёт в Перми. В прошлом месяце Лёша подменился на один день с коллегой и успел съездить на музыкальный фестиваль в Башкирию.
«Проблем с ними нет, мальчики исполнительные»
Заявление на АГС Алексей подал за полгода, так нужно по правилам. Написал, что по своим убеждениям не может брать оружие в руки:
«Я вырос в деревне и могу стрелять в зверей, мне это привычно, но в людей я не могу стрелять. Психолог никаких особых вопросов не задавал, для них это не в новинку. В Перми сейчас полно альтернативщиков, у меня друг служит на почте. Как мне известно, случаев, когда отказывают, мало. Основная проблема в том, что мало учреждений, готовых принять на АГС, предоставить жильё. Поэтому сейчас стараются отправлять проходить службу по месту жительства. Когда служили мои братья, было наоборот. Я тоже мечтал повидать страну, уехать куда-нибудь, попасть бы куда-нибудь далеко».
Алексей любит путешествовать, а ещё профессионально занимается музыкой — играет в христианском ансамбле на скрипке.
«Осенью мне предложили место в геронтологическом центре в Верхней Курье, но там не было общежития. Они меня готовы были взять, спросили, есть ли мне где жить в Перми, но, честно говоря, я не хотел там служить. Бывал там с концертами, и мне не понравилось. По закону нельзя оспорить место за случаем, если ты физически не можешь выполнять какую-то работу. Допустим, у человека аллергия на хлорку или моющее средство. Но они не могли настоять, так как не имеют общежития. Мне сказали подождать до весны, и уже тогда предложили место здесь».
В этом году в Кадетском корпусе альтернативную службу проходят пять парней. Алексей работает мойщиком посуды в комбинате питания, два других убирают служебные помещения, остальные — подсобные рабочие.
Все они пришли с летнего призыва, в июне-июле. Двое проживают в Перми, остальные — в общежитии на территории. Альтернативщики получают заплату, у них восьмичасовой рабочий день, есть перерыв на обед и выходные. Питаются ребята в столовой, стоимость вычитается из их зарплаты. Оплачивается больничный и отпуск.
«Они обычные сотрудники, устроены по трудовому договору. Проблем с ними нет, мальчики исполнительные, слушают старших. Мы уверены, что они не подведут: они на службе, вовремя выйдут на работу и никуда не уйдут», — говорит Лариса Николаева.
Подходит время обеда. Принимают пищу в корпусе все вместе, одновременно. Сотрудники — в палатке на улице, кадеты — в здании столовой. На обед сегодня — борщ, рис с котлетой, салат из капусты и компот. На кухне суматоха — летают подносы с едой, на мойку то и дело подвозят тележки с грязной посудой. После обеда из трёх блюд надо перемыть 1200 тарелок, 600 стаканов, а ещё кастрюли, сковородки, черпаки…
«Нас на мойке три человека. Моем всё вручную, за час должны управиться», — в руках у Алексея мелькают тарелки. Видно, что за месяцы работы он наловчился делать это очень быстро. — Сначала нужно окунуть посуду в раковину с мыльным раствором, потом ополоснуть её в раковине с проточной водой и ещё один раз под струей из крана. Чистые тарелки и стаканы нужно стопками поставить в сушильный шкаф, и готово!»
Алексей работает два через два, смена длится 12 часов с перерывом на обед: «В июле мне пришлось много поработать. Но там и хорошо заплатили, порядка 16 тысяч рублей вышло». Если появляется свободное время, Леша уходит к себе в общежитие, читает, слушает музыку, смотрит лекции.
«Планирую бизнесом заниматься, стартану через два месяца, работать можно дистанционно, это связано с инвестициями. Я больше интеллектуальным трудом привык заниматься, я музыкант и вокалист. Раньше АГС нужно было проходить 3 года, сейчас — 1,9 месяцев. Два я уже отслужил. После службы планирую поступать в музыкальное училище в Нижний Новгород, потом, если получится, переберусь в Питер. Первое техническое образование получил по настоянию родителей. Но я понимаю, что это не моё. У каждого человека есть призвание, тяга к чему-то. Для меня это музыка».
- Как сообщили в Военном комиссариате Пермского края, в 2013 году на АГС поступили 15 человек, в 2014 году — 17, в 2015 — 21, в 2016 — 35, в 2017 — 25, в 2018 — 30. В весенний призыв 2019 года — 20 человек, и принято решение направить на АГС в осенний призыв — 35 человек. Для сравнения — в Свердловской области на АГС поступает 3-4 человека.
Чистые тарелки, свежий воздух и зарплата. Как проходят альтернативную службу в Пермском крае