Разбирались с правозащитниками, что делать призывникам, не желающим «маршировать по плацу»
Прослушать новость:
1 октября стартует осенний призыв в армию, но мало кто из нынешних и будущих призывников знает, что у них есть право не проходить военную службу (ВС). Чтобы не стать уклонистом, необходимо действовать в рамках действующего российского законодательства. Напомним, отказ от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (АГС) при отсутствии законных оснований карается штрафом до 200 тысяч рублей или лишением свободы на срок до двух лет.
С 2014 года призывников из разных российских регионов консультирует экспертный пул «Движения сознательных отказчиков от военной службы», защищающий права молодых людей, не желающих идти в армию.
«Я думаю, что стереотипы „маскулинности“ типа „мужчина должен послужить в армии“, „мальчики не плачут“, „мальчик должен быть таким-то или таким-то“ — это очень противная штука. Эти стереотипы разрушают настоящую, полноценную и самоценную, полную чувств человеческую жизнь, подменяя ее какой-то конструкцией, основанной на умозаключениях других людей.
Многие ребята, когда идут на призывную комиссию, очень волнуются, что же им говорить, если будут „давить“ в духе „кто же будет защищать, не служил — не мужик“. И спрашивают, что им отвечать. Но послушайте, почему вас вообще должно волновать мнение чужих вам людей? Оно вообще вам безразлично. Подчеркивайте это безразличие и независимость.
Если близкие люди живут и мыслят в этой парадигме, то надо просто — на самом деле ох, как непросто! — разграничить: наши родственные отношения — это одно, а наши взгляды по этому вопросу — другое. Давайте не смешивать и не пытаться переделывать друг друга», — считает одна из основательниц «Движения сознательных отказчиков от военной службы» Елена Попова.
Лучшим вариантом будет, если призывник задумается о перспективе «отдать долг Родине» до наступления совершеннолетия или же до окончании отсрочки в связи с выпуском или отчислением из учебного учреждения. Молодой человек должен четко сформулировать для себя, почему военная служба для него не подходит. И причина может заключаться далеко не только в религиозных или пацифистских убеждениях.
Если повестка все-таки поставила получателя в тупик, то возникает закономерный вопрос: что делать дальше? Во-первых, помнить, что право на отказ от военной службы закреплен частью 3 статьи 59 Конституции РФ. Во-вторых, определить тип повестки, чтобы понять для чего вас вызывают в комиссариат.
Всем обратившимся за помощью, «Движение сознательных отказчиков от военной службы» предлагает посмотреть видео, где даются ответы на основные вопросы призывников.
Если коротко, то правозащитники выделяют «трех китов» сознательного отказа от военной службы:
- Право на свободу и личную неприкосновенность, гарантируемое статьей 22 Конституции РФ. Армия — не тюрьма, воинская обязанность — не лишение свободы. В федеральном законодательстве нет пункта о том, что полицейские или военнослужащие имеют право насильно привести человека в военкомат.
- Право на прохождение альтернативной гражданской службы. Призывник может написать заявление о том, что его убеждения противоречат несению военной службы (ВС) и попросить направить его на АГС. Отправить письмо с приложением рекомендаций с места учебы/работы следует в военный комиссариат, где военнообязанный стоит на учете. В случае отказа, призывник может подать апелляцию. Как правило, призыв заканчивается до окончания судебного разбирательства. Новый призыв — новое заявление, и так до тех пор, пока призывная комиссия не выдаст направление на альтернативную гражданскую службу.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь — статья 41 Конституции РФ. Активисты рекомендуют с осторожностью относиться к диагнозам врачей из военкомата и пройти обследование у независимых медэкспертов. Именно там должна быть определена категория годности призывника. В личном деле должны быть подшиты копии медицинских документов, заверенных военным комиссаром, которые демонстрируют объективную картину.
Все нарушения ваших прав следует фиксировать и писать жалобу — в прокуратуру и уполномоченному по правам человека в регионе. Часто привлечь внимание помогает огласка в СМИ.
«Я сталкивалась со случаями, когда человека, который давно наблюдается и имеет медицинские документы о непризывном диагнозе, «военкомат» направлял на допобследование. Когда же он приносил документы, в которых был тот же диагноз, его не освобождали от призыва, а вместо этого врач опять направлял его на то же самое обследование. И так из призыва в призыв. То есть военкомат намеренно затягивал принятие решение об освобождении. Тут, как мне кажется, вполне четко можно предположить коррупционный умысел.
Поэтому сознательный подход — это когда человек готовит пакет документов, характеризующий его заболевание, заставляет военного комиссара через определенное заявление заверить и приобщить копии этих документов к личному делу, контролирует, каким образом все документы приобщены, внесены ли они в опись личного дела. И только приведя личное дело в порядок, человек идет на медицинское освидетельствование. Этот этап подготовки документов требует времени, длительной работы с медицинским учреждением, диспансерного наблюдения заболевания. Более подробно изложено в подразделе Подготовка к медицинскому освидетельствованию.
На самом медицинском освидетельствовании человек не просто предмет, а понимающий и активный участник процесса. По крайне мере при прохождении того врача-специалиста, который должен выставить непризывную категорию годности. Излагать жалобы, обращать внимание врача на имеющиеся в личном деле документы, следить, чтобы врач корректно заполнял лист медицинского освидетельствования. Все это требует определенных знаний и навыков общения от человека», — подчеркнула Попова в разговоре с ПроВладимиром.
Быстрого и легкого решения проблем ждать не стоит: военный комиссариат — не та система. Примерно 5% призывников, обратившихся за помощью, в итоге сдаются и проходят военную службу. Некоторые оказываются не готовы к тому, что подачи одного заявления на АГС недостаточно, да и общественное давление вносит свою лепту.
Мы попросили Елену Попову обозначить, что должен сделать призывник, если не хочет маршировать в воинской части:
- Построить план (на этот призыв и на перспективу), исходя из тех возможностей, которые дает российское законодательство;
- Научиться общаться с военкоматом с помощью официальных заявлений, а также анализировать ситуацию и принимать решения;
- Быть готовым к тому, что военкомат может вести нечестную игру и «мухлевать», поэтому всегда иметь свою доказательную базу.
Безусловно, альтернативная гражданская служба — это не самое простое и приятное времяпрепровождение. Подающим запрос следует помнить: срок АГС — 21 месяц, основные места прохождения — Почта России, медучреждения, библиотеки, архивах, театры и так далее. У военнообязанного те же условия и зарплата, что и у коллег, однако уволиться по своему желанию он не может. Плюс — это законная альтернатива ВС.
Порядок действия, в соответствии с ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» такой:
- Подача заявления на АГС;
- Рассмотрение заявления на заседании призывной комиссии в присутствии гражданина и принятие одного из двух возможных решений (заменить военную службу на альтернативную гражданскую или отказать в замене). Отказ можно оспорить в суде;
- Медицинское освидетельствование;
- Направление на АГС (если заменили).
«При этом само направление на альтернативную гражданскую службу будет происходить уже в следующий призыв, а не в тот, в который приняли решение о замене. Это связано с тем, что информация передается в Федеральную службу по труду и занятости уже после окончания призыва, а именно Роструд к следующему призыву составляет план направления граждан на АГС и определяет для каждого человека конкретную организацию для прохождения АГС. Без этого приказа Роструда военкомат не может организовать направление на АГС.
Однако само направление подразумевает и медицинское освидетельствование, при этом определение категории годности происходит по тем же правилам, что и при призыве на военную службу. Достаточно часто бывает так, что человек, изначально собиравшийся на АГС, за это время обследовался, ему диагностировали непризывное заболевание, он подготовил документы и в итоге получил освобождение от призыва и военный билет», — пояснила Попова.
Нынешним и будущим призывникам следует брать в расчет изменения в российском законодательстве, принятые в 2019 году. Одним из самых заметных стал запрет на публикацию в интернете фото/видео и информации, связанной с прохождением военной службы. Правозащитников нововведения не порадовали, поскольку это сильно ударит по возможности молодых людей сообщать о нарушениях в воинской части не только активистам, но и родным.
«Сегодня военные комиссариаты пытаются совершенно незаконно переносить практику запрета использования современных мобильных устройств на помещения призывного пункта и военного комиссариата. Очевидно, что нет никакой тайны в дислокации помещения военкомата — эта информация открыта, а у обычного человека, пришедшего в военкомат, нет и не может быть доступа к какой -то служебной информации. Очевидно, что такие ограничения военные комиссары вводят с целью ограничить призывникам возможность связаться с правозащитниками, ограничить при ознакомлении с личным делом возможность фиксации нарушений в ведении личного дела», — рассказала основательница движения.
Но есть и хорошие новости — теперь на учет можно встать не только по месту регистрации, но и по месту фактического проживания. Законодатели продвигали эту инициативу, как еще одну возможность не дать ускользнуть призывникам, поменявшим место жительство. Однако это также работает на руку и самим военнообязанным — не придется тратить время на разъезды, чтобы подать заявление на АГС или же продемонстрировать медицинскую документацию и получить военный билет.
У «Движение сознательных отказчиков от военной службы» нет точной статистики по количеству тех, кому они помогли. Счет ведется только по тем, кто заполняет анкеты по итогу призыва, а это далеко не все, кто обращался за консультацией. Невозможно в статистику занести и тех, кто пользовался материалами правозащитников, не выходя с ними на контакт. Но, по словам Елены Поповой, идеи сознательного отказа распространяются по стране все больше. Пока в год «побороть систему» удается до тысячи человек в год.
«Во многом этому способствуют и сами АГС-ники. У нас есть альбомы в группе с фотографиями ребят, которые проходят или прошли альтернативную службу с небольшими историями, ссылками на их страницы. Периодически мы публикуем эти истории в группе. Таким образом, люди видят не просто рассказ какой-то «тетеньки» про альтернативную службу, а видят реальных альтернативщиков, могут зайти на их странички, написать им. Мне кажется, это очень важно — ощущение, что это реально.
Собственно, если человек не хочет в армию, он там никогда не окажется, а уж пойдет он на АГС или нет -это вопрос десятый. Вообще, последнее время участились обращения с вопросами про АГС от ребят, у которых еще действует отсрочка или которые вообще еще не достигли призывного возраста. Это очень хороший признак. Значит люди задумываются заранее, есть возможность спланировать свои действия, подать заявление без нарушения сроков подачи, а именно нарушение сроков подачи является подавляющей причиной отказов в замене военной службы на альтернативную гражданскую», — отметила Попова.
Полную информацию по всем вопросам можно найти в каталоге материалов движения.
https://www.amur.info/news/2019/10/04/160955