Российского дезертира Сетракова сотрудники ФСБ задержали в аэропорту Еревана, а не в Гюмри

Бежавший с войны в Украине российский военный Дмитрий Сетраков был задержан российскими силовиками сразу по прилету в Армению в аэропорту Еревана. Об этом «Вот Так» сообщил руководитель правозащитного проекта «Идите Лесом» Григорий Свердлин после разговора с женой дезертира. Ранее предполагалось, что Сетракова задержали в городе Гюмри, где расположена 102-я военная база ВС РФ. Объясняем, откуда в центральном аэропорту Армении взялись российские пограничники и являются ли их действия законными.

Как объяснил Свердлин, жена Сетракова уже встретилась со своим мужем в Ростове-на-Дону, куда его вывезли российские силовики. Из личного разговора она узнала, что ее мужа задержали при прохождении паспортного контроля в аэропорту Еревана.

По словам женщины, он замешкался при ответе на вопрос пограничника о цели визита в Армению. Сотрудник погранслужбы подозвал начальника, который оказался сотрудником российского Управления ФСБ. После этого Сетракова задержали и доставили в Гюмри на российскую 102-ю военную базу. Свердлин подчеркнул, что они списывались со своим подопечным после его прибытия в Армению — 4 и 5 декабря.

«Нам он писал, что все в порядке. То есть или это уже был не он, а кто-то с его телефона. Либо его заставили сказать жене, что его задержали при пересечении границы», — рассказал правозащитник в разговоре с «Вот Так».

В настоящее время «Идите лесом» смогли найти адвоката для Сетракова и остаются в контакте с его женой.

Сетраков не знал о том общественном резонансе, который поднялся вокруг его «задержания». Как сообщает армянское радио «Ван» (вещает на русском языке. — Ред.) со ссылкой на супругу дезертира, российские силовики еще в Армении сказали Сетракову, что вывезут его на родину с целью избежать «заварушки [с армянской стороной] и провокации».

«Быть хорошим — это умереть на войне. Если пытаешься спастись или отказаться, то ты становишься врагом и ничтожеством: сидеть тебе в тюрьме или обратно в “СВО”, в горячую точку», — отметила жена Сетракова в переписке с радио «Ван».

Реакция Армении

Спикер Национального Собрания Армении Ален Симонян 22 декабря в беседе с журналистами назвал ситуацию с Сетраковым «недопустимой и неприемлемой».

«Думаю, что наш МИД должен выступить с соответствующим откликом, поскольку это неприемлемо», — отметил он.

20 декабря на ситуацию отреагировала прокуратура Армении. Ведомство заявило, что не получало, не обсуждало и не удовлетворяло ходатайство о задержании Сетракова, его аресте или экстрадиции в РФ. У прокуратуры даже нет информации о его розыске со стороны России.

Аэропорт «Звартноц». Фото: Глеб Осокин / tourister.ru

Российские пограничники на армянских границах

Армения имеет сухопутные границы с четырьмя государствами: Турцией, Ираном, Грузией и Азербайджаном. Под охраной российских пограничников последние 30 лет официально находятся 330 километров армяно-турецкой и 45 километров армяно-иранской границ.

30 сентября 1992 года страны подписали договор «О статусе пограничных войск РФ, находящихся на территории Армении и условиях их функционирования». На территории Армении находятся четыре российских погранотряда — в Гюмри, Армавире, Арташате и Мегри.

В международном аэропорту «Звартноц» в Ереване работает отдельный контрольно-пропускной пункт, на котором также дежурят сотрудники российской погранслужбы. Его существование не первый год вызывает недоумение юристов и правозащитников, так как оно не предусмотрено договором. На запрос издания Hetq о том, какой статьей договора установлена работа этого КПП, в Службе национальной безопасности Армении отвечали, что на момент подписания договора, в сентябре 1992 года, российские пограничники уже размещались в аэропорту. Других пояснений не предоставлялось.

Вывоз Сетракова в Россию — нарушение законов Армении

Как объяснила «Вот Так» адвокатка Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Ани Чатинян, вне зависимости от законности нахождения российских пограничников в ереванском аэропорту, они не имели права задерживать дезертира. Согласно условиям договора, пограничник, обнаруживший, что прибывший иностранец находится в розыске в России, должен вызывать армянскую полицию.

«И уже после этого, если понадобится задержание, суд, вопросы экстрадиции — это все должна была сделать армянская сторона, не Россия, не российские силовики, не российская военная полиции. Никто из этих органов не имеет такого права, если действия не происходят на территории российской военной базы», — пояснила правозащитница.

Представители Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи уже направили заявление в Генпрокуратуру и сделали запрос в Национальную службу безопасности. Они пытаются узнать, как получилось, что российский работник ФСБ узнал про Сетракова, каким образом и на каких основаниях его задержали, увезли в Гюмри, а затем отправили в Россию.

«Это незаконно, и мы видим тут основание для возбуждения уголовного дела», — подчеркнула Чатинян.

Ранее правозащитная организация обратилась в ЕСПЧ с запросом на применение промежуточных мер к Армении, чтобы не допустить экстрадиции дезертира. После этого Европейский суд направил вопросы армянским властям. Те ответили, что о задержании Сетракова им ничего не известно.

22 декабря Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи получил ответ от ЕСПЧ, в котором говорится, что суд не сможет применить запрошенные меры, так как Сетраков уже находится за пределами Армении. Россия же в марте 2022 года вышла из-под юрисдикции ЕСПЧ, поэтому воздействовать на российские власти у суда не получится.

Валерия Микаева, Виктор Волков

https://vot-tak.tv/novosti/23-12-2023-setrakov-aeroport