На фоне участившихся сообщений об «облавах» — принудительном методе призыва молодежи на службу в Вооруженные силы, актуальной как никогда становится тема кардинальных реформ в таджикской армии.
Критики указывают на необходимость удвоить усилия по принятию закона об альтернативной службе, который может решить многие проблемы, среди них «облава», насилие, «дедовщина», которая иногда оборачивается смертью солдат-срочников. Многие молодые ребята призывного возраста предпочитают уехать на заработки в Россию, лишь бы не служить в армии.
В апреле 2017 года таджикские СМИ сообщили о рассмотрении в парламенте страны проекта закона об альтернативной службе, который представил министр обороны Шерали Мирзо. С тех пор о судьбе проекта ничего не слышно. Однако представители Комитета по законодательству, безопасности и обороне заверили, что Таджикистан не отказался от законопроекта и рабочая группа Минобороны продолжает работу в этом направлении.
“Изучаем опыт Узбекистана”
Глава этого Комитета Джурахон Маджидзода сообщил, что проект закона об альтернативной службе находится в парламенте, но он еще не доработан. По его словам, авторы проекта предложили использовать опыт Узбекистана. Маджидзода сказал, что в настоящее время не располагает другими подробностями, поскольку дополненный законопроект еще не поступил на рассмотрение депутатам.
Другие депутаты сообщили, что процесс рассмотрения проекта затянулся, потому что в нем не были отражены другие аспекты, относящиеся к альтернативной службе. Авторы законопроекта предлагали включить в документ не только сокращение срока военной службы с 2 лет до 1 года, но и альтернативную замену обязательной службе в виде выполнения социальной деятельности – помощи престарелым, лицам с инвалидностью, работы в больницах и социальных учреждениях.
Вместо двух лет 1,5 года?
Дилрабо Самадова, директор общественной организации «Офис гражданских свобод» — одна из тех, кто выступает за принятие закона об альтернативной службе, говорит, что гражданское общество предложило сократить срок службы с 24 до 18 месяцев.
По ее словам, в этом вопросе необходимо придерживаться вопросов соблюдения прав человека. «Альтернативная служба важна для тех, кто не может служить по религиозным или политическим убеждениям. В Кыргызстане в подобный законопроект включено и понятие «по семейным обстоятельствам». Например, кормилец семьи может выбрать альтернативную вместо военной службы. Они хотят отдать долг своей родине, но у них нет возможности служить в армии, поэтому они выполняют свой гражданский долг на альтернативной службе. Например, они служат 1 год и 6 месяцев и выполняют ту работу, которая считается непрестижной среди молодежи. В своем исследовании мы обнаружили, что только в Согдийской области вакантны 12 тыс рабочих мест в социальных учреждениях для престарелых, лиц с инвалидностью и других местах. Если молодые люди пойдут работать в такие места, а получаемую зарплату будут переводить в государственный бюджет, то это в интересах общества и государства», — говорит Самадова.
В настоящее время альтернативная служба действует в России. В соответствии с законодательством этой страны на альтернативную службу могут привлекаться лица, которые не могут служить из религиозных убеждений, призывники, для которых служба в армии идет вразрез с установленными моральными принципами, лица, относящиеся к немногочисленному коренному населению, ведущему традиционную деятельность. Закон предоставляет им право вместо военной службы с оружием в руках выполнять малооплачиваемую социальную работу – уборщики, грузчики, санитары и т.д.
“Прежде всего должна быть реформирована армия”
В Таджикистане призыв в армию проходит дважды в год – весной и осенью, в каждый призыв на службу призываются от 15 до 16 тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. По официальной информации в Таджикистане сейчас насчитывается более 600 тысяч лиц призывного возраста, из которых 150 тысяч освобождены по различным причинам от прохождения военной службы.
По словам Дилрабо Самадовой, в случае создания условий для прохождения альтернативной службы будут устранены такие проблемы как уклонение от службы и коррупция в армии. Другие сторонники принятия этого законопроекта утверждают, что с устранением этих проблем на порядок улучшится качество Вооруженных сил и военной службы в армии.
Но, по словам Самадовой, чиновники опасаются, что большинство молодых людей призывного возраста предпочтут армейским сапогам альтернативную гражданскую службу.
«Для альтернативной службы должны быть основания. Не все смогут воспользоваться этой возможностью. Прежде всего необходимо реформировать армию. Например, лица, желающие устроиться в силовые и правоохранительные структуры, должны сначала пройти военную службу. Тогда и желающих служить в армии увеличится и качество Вооруженных сил улучшится», — говорит собеседница.
Некоторые правозащитники в Таджикистане считают, что власти в этом вопросе не спешат что-то менять, игнорируя проблему принудительного призыва в армию. В частности, один из депутатов сказал, что практики «облавы» не существует в стране, все молодые люди добровольно идут служить в армию».
Служба в армии в Узбекистане – «честь и гордость»
Узбекистан ввел альтернативную гражданскую службу через несколько лет после обретения независимости и, по словам экспертов, уже показал свои положительные результаты. Сироджиддин Толиб, журналист узбекской службы РСЕ/РС, сказал, что альтернативная служба в Узбекистане более всего необходима для тех, кто не подумывает о военной карьере и не желает служить 1,5 года. На обязательную срочную службу идут те молодые люди, у которых в планах работа в правоохранительных и силовых структурах и карьера на госслужбе.
«Служба в армии Узбекистана имеет свои привилегии. Например, отслуживший молодой человек подучает льготы при поступлении в высшее учебное заведение. Если ты не хочешь идти служить в армию, то можешь быть освобожден от срочной службы, в этом случае необходимо заплатить в госбюджет примерно 400-500 долларов. Если у призывника есть высшее образование, то он может отслужить всего 1,5 месяца. Он получает документ офицера запаса и таким образом выполняет свой гражданский долг перед государством», — сказал собеседник.
По его словам, введение альтернативной службы и привилегии для тех, кто прошел обязательную службу, привлекло больше молодых людей в армейские ряды. Многие ребята стараются не уклониться от армии, а пойти служить.
«Узбекистан ввел альтернативную службу во времена президентства Ислама Каримова, который мечтал иметь профессиональную армию как в странах Запада», — подчеркнул собеседник. На вопрос о том, есть ли в узбекской армии такие проблемы, как дедовщина и нехватка продовольствия, он ответил, что по сравнению с прошлыми годами такие проблемы совсем незначительные, но многие, кто проходит альтернативную службу, недовольны тем, что их отправляют на сбор хлопка.
Узбекистан является одним из крупнейших производителей хлопка-сырца в мире, и на сбор «белого золота» чаще всего привлекается дешевая рабочая сила — работники бюджетного сектора и солдаты-«альтернативщики». Этот факт всегда подвергался критике со стороны международных организаций.
Собеседники Радио Озоди говорят, что затягивание процесса реформирования таджикской армии усугубляет нынешние проблемы в армии и вызывает недовольство среди молодежи, а слова о том, что служба в армии является гражданским долгом и проявлением патриотизма каждого молодого человека кажутся на этом фоне лишь пустым лозунгом.