Петербургские правозащитники представили проект, разъясняющий российским призывникам их конституционные права
Общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» запустила онлайн-игру «Побег из военкомата». Она предназначена для молодых людей призывного возраста, которые хотели пройти альтернативную гражданскую службу (АГС) вместо срочной службы в российской армии.
Игра представляет собой виртуальный квест. В аннотации, подготовленной сотрудниками «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» говорится: «вы окажетесь в роли призывника, блуждающего по коридорам военного комиссариата. Ваша цель – добиться права на прохождение АГС. Посмотрите на работу военкомата глазами призывника, убеждения которого не позволяют брать в руки оружие, и попробуйте защитить его право. Смоделированная в игре реальная ситуация позволит не только подготовиться к ней, но и лучше запомнить, что делать».
Кроме того, каждый участник игры может скачать образец заявления на прохождение альтернативной гражданской службы и записаться на консультацию к «Солдатским матерям».
Преимущества и недостатки альтернативной гражданской службы
Пресс-секретарь правозащитной организации Александр Передрук отметил, что авторы игры специально выбрали для нее несколько провокационное название. «Если бы мы ее назвали что-нибудь наподобие “Добейся права на альтернативную гражданскую службу”, это выглядело бы скучновато. Но не нужно искать здесь неких подводных камней, потому что их просто нет. На самом деле мы попытались в доступной и популярной форме объяснить нашим будущим пользователям о том, что право на альтернативную гражданскую службу им гарантировано действующей Конституцией России», – сказал Передрук.
По словам собеседника Русской службы «Голоса Америки», юристам организации часто приходится сталкиваться со случаями немотивированного отказа в праве призывников на прохождение альтернативной гражданской службы. «На самом деле, это право гарантировано каждому человеку, чьим убеждениям противоречит ношение военной формы. Это могут быть пацифисты, антимилитаристы или другие люди, которые в силу своих философских взглядов не могут взять в руки оружие. Либо – сторонники религиозных конфессий, чье вероучение запрещает любое насилие. Наконец – представители коренных малочисленных народов. При этом, только последней категории граждан необходимо документально подтвердить причину отказа от призыва. Во всех остальных случаях право на альтернативную гражданскую службу носит заявительный характер», – подчеркивает Александр Передрук.
Пресс-секретарь «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» упомянул и ряд преимуществ АГС перед срочной службой: возможность жить дома, получение заработной платы, право на отпуск, возможность получения образования. «С другой стороны – если обычная службы в армии сейчас длится всего год, то альтернативная гражданская службы – год и девять месяцев. И этот срок задуман, как некий сдерживающий фактор, но человек, который искренне исповедует пацифистские взгляды, с точки зрения законодателей, очевидно, готов пойти на некоторые неудобства для того, чтобы подтвердить твердость своих убеждений.
В целом же, игра “Побег из военкомата” призвана показать, что, как раз, бегать из военкомата не нужно, а нужно последовательно отстаивать свои конституционные права», – резюмирует Александр Передрук.
Неуставные отношения вчера и сегодня
Юрист «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» Александр Горбачев отмечает, что количество обращений в организацию с жалобами от солдат-срочников не уменьшается. «Наиболее частыми поводами для обращений к нам является неоказание медицинской помощи, либо ее некачественное оказание. То есть, налицо проблемы медикаментозного снабжения санчастей и госпиталей», – сказал Горбачев в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
И добавил, что в последние годы заметно возросло и количество случаев неуставных отношений, несмотря на сокращение вдвое срока службы по призыву в мирное время. «С 2016 года динамика таких отношений пошла в рост, случаев насилия в частях стало больше, увеличилось число вынужденного оставления воинских частей. И с каждым годом количество обращений по таким поводам растет», – свидетельствует Александр Горбачев. Правда, сейчас «дедовщина» как таковая практически отсутствует, зато заметнее стали стычки между военнослужащими из разных регионов России и конфликты на почве межнациональных отношений. А также конфликты между контрактниками и призывниками.
Услышав от знакомых, проходящих срочную службу о плохом медицинском обслуживании в армии и о неуставных отношениях, молодые люди все чаще задумываются о возможности «отдать долг родине» прохождением альтернативной гражданской службы.
«Настоящие мужчины выбирают АГС»
В офисе «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» корреспондент Русской службы «Голоса Америки» встретилась с Евгением Новиковым, проходящим АГС в психоневрологическом интернате города Гатчина Ленинградской области. Евгения отчислили из университета перед самым началом призыва. На призывной медкомиссии он был признан полностью годным к военной службе. «Давать взятку, чтобы “отмазаться от армии” противоречило моим убеждениям, поэтому оставалось идти на альтернативную гражданскую службу», – рассказывает он.
Назвать себя пацифистом в полном смысле этого слова Евгений не решается. По его словам, от армии его отвращает, в первую очередь чрезмерная идеологизация. «Кроме того, у меня есть семья – папа, мама и брат. Есть девушка, и я не хочу с ними всеми расставаться, а так я живу дома, помогаю», – добавил Евгений Новиков.
В разговоре он также упомянул о бытующем в российском обществе стереотипе: «настоящий парень непременно должен пройти “школу жизни”, и, вернувшись “на гражданку” со значками отличия, он будет уважаемым человеком», тогда как альтернативная гражданская служба – лишь для «маменькиных сынков и прочих хлюпиков».
«Но у меня не было сомнений по этому поводу. Дело в том, что у меня есть знакомые, которые побывали в армии, и, на мой взгляд, они не стали “настоящими мужчинами”, а, наоборот, развили в себе худшие черты характера. Так что у меня перед глазами были отрицательные примеры, и я считаю, что, наоборот – альтернативная гражданская служба воспитывает характер, позволяет взять судьбу в свои руки – отстоять свою гражданскую позицию, пойти на конфликт, если нужно. Правда, по поводу АГС несколько сомневались мои родители, но сейчас все плюсы очевидны и для них. Конечно, некоторые ребята идут в армию, потому что она является для них единственным социальным лифтом, но в моем окружении многие сверстники задумываются именно об альтернативной службе», – подчеркивает Евгений Новиков.
Со своей стороны Александр Горбачев подтверждает, что предубеждение против АГС еще достаточно сильно, особенно в российской глубинке. «Но с течением времени, такие настроения все больше уходят в прошлое. Для этого и правозащитные организации проводят просветительскую работу, и ребята, которые прошли альтернативную службу нам помогают. Мы видим, что все больше ребят ищут информацию про альтернативную гражданскую службу, и даже, как мы видим, члены призывных комиссий в Санкт-Петербурге относятся к тем, кто выбирает АГС более спокойно», – отмечает юрист «Солдатских матерей».
Евгений Новиков добавил, что некоторые его знакомые уже заинтересовались проектом «Побег из военкомата» и даже предлагают некоторые усовершенствования онлайн-игры. Сам же он скачал на смартфон приложение под названием «дембель-таймер», позволяющий отследить время до окончания службы. На момент беседы с корреспондентом «Голоса Америки» Евгению оставалось 458 дней альтернативной гражданской службы.