22-летний оператор связи рассказал о выборе альтернативной гражданской службы и о том, как она проходит на «Почте России»
Знали ли вы, что службу в армии можно заменить на работу, например, в отделении «Почты России»? Это альтернативная гражданская служба (АГС) — особый вид работы в государственных учреждениях, на которую молодые парни могут пойти взамен военной службы по призыву. Выбирают АГС немногие, но примеры есть, в том числе в Томской области.
О своей альтернативной службе мне рассказал 22-летний Петр Сергиенко. Молодого парня в своем почтовом отделении на АРЗе я увидела в прошлом году.
— Расскажи о себе, Петр. Чем ты занимался прежде?
— После школы я учился в механико-технологическом техникуме, после его окончания поступил в ТПУ. Но так как вторую отсрочку по образованию не дают, встал выбор: либо в армию забирают, либо какой-то другой вариант. Выбор «служить в армии» я не рассматривал. Потому что, как минимум, это неправильно с точки зрения веры. С точки зрения человеческого развития мне это не нужно. Есть огромное количество ребят, которые хотят служить, хотят за страну воевать… ну, что ж. У меня были не такие мысли.
Когда я еще учился, на альтернативную службу пошел мой старший брат. Получается, он в нашей семье стал первопроходцем. Ему это далось намного тяжелее. У нас в семье три брата, все здоровые. Иногда я думаю, что «откосить» было бы лучше.
— Почему?
— Все равно в сфере деятельности, которая тебя не устраивает, не нравится, ты теряешь время. Работа на почте утомительна. К тому же я дважды за это время переболел коронавирусом. Но до истечения 21 месяца я не могу работу оставить. Такой же «дембель».
В принципе, сама армейская система мне нравится: эта муштра, дисциплина. Не нравится только одно: там учат убивать людей. Это основной камень преткновения. И второй камень: необходимость давать присягу. Эти две вещи побудили меня склониться именно к альтернативной службе.
Мой отец говорит: «Зачем Родине что-то отдавать, если ты у нее не занимал?» Он глубоко верующий человек. Он в молодости тоже не служил — завел троих детей и по закону призыву не подлежал. Родители — христиане-пятидесятники, сам я в христианской общине, которая называет себя неопротестантской.
— Да, я знаю, что в Томске около десятка христианских общин различных протестантских направлений… Ты сказал, что брату было труднее. А что, ему ставили какие-то препоны?
— Ну, ему задавали на призывной комиссии кучу вопросов: в какого Бога веришь? Что у тебя на сердце? Какое мировоззрение? А я пришел на призывную комиссию, представился: «Сергиенко Петр. Хочу служить на альтернативной гражданской службе». И меня спросили только:
— У тебя в прошлом году брат проходил?
— Да.
— Ну, и ты иди тогда тоже.
Получить направление оказалось легче, чем я думал. Сыграла роль и справка из церкви, которую я принес. Пацифисту в этом отношении труднее доказывать.
— Но хоть верующий ты, хоть неверующий, о своем выборе надо думать заранее, так? Не тогда, когда тебе принесли повестку на призыв…
— Да. Нужно побывать в военкомате за полгода до своего предстоящего призыва. Надо сказать, что свой срок я чуть не проворонил — было бы плохо.
— Знаешь ли ты других альтернативщиков? Тех, кто был с тобой в одном призыве? Полтора года назад я обратила внимание на сообщение в новостях об итогах призыва в Томской области: «Пятеро молодых людей будут проходить альтернативную гражданскую службу». Выходит, ты был одним из них.
— В военкомате были еще три человека, кто тоже подавал на АГС. Мы сидели рядом в коридоре, по очереди заходили подписывать бумаги. Но я с ними не общался, не знаю, по какой причине они пошли на альтернативную службу: по вероисповеданию или по убеждениям. К сожалению, не спросил.
— И уже после этого решения вас так же проверяет военкоматовская медицина? Я знаю по положению, что, если человек не годен по медицинским показаниям к армейской службе, от АГС его тоже освобождают…
— Да, так. Если есть проблемы со здоровьем, то и на альтернативную можно не идти.
— Как проходит твоя служба? Ты в своем же городе ездишь на работу? И еще вопрос: в какой момент ты узнал, что будешь служить не в больнице санитаром, а именно на почте? Или готов был и за больными ухаживать?
— Мой брат служил на почте. На «Почте России» огромная текучка кадров, и я предполагал, что меня тоже направят в одно из отделений. Просто был выбор, в какое отделение почтовой связи пойти.
— Когда готовился к АГС, какие-то ресурсы в интернете знал? Какие источники смотрел?
— Я только на Библию смотрел. И брат мне все рассказал. В интернете я только смотрел, какой пакет документов надо подготовить. Надо сказать, что допустил ошибку: пришел позже, чем надо. Мне там сказали: «Если бы ты еще чуть-чуть протянул, опоздал бы с подачей». Первую повестку потерял дома в бумагах, а когда ее нашел, немного опешил, что почти пропустил все сроки. Быстро сделал справку в церкви. Юридически заверенная справка является основным документом для призывной комиссии. Ну и заявление с обоснованием своего желания пройти не армейскую, а альтернативную службу.
— А потом? Когда решение по тебе было принято?
— Я ждал осенне-зимнего призыва. За это время поступил в университет. Но так как вторую отсрочку по призыву не дают, то взял академический отпуск и пошел с направлением оформляться на работу в «Почту России». Теперь думаю, что на учебу не вернусь, планы сменились.
Немного про АГС. Право на альтернативную гражданскую службу закреплено в Конституции РФ (статья 59, часть 3) и законе «Об альтернативной гражданской службе».
Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга отмечает, что на АГС имеет право любой гражданин с убеждениями (совести или религии), которые противоречат несению военной службы.
«При этом вовсе не обязательно быть пацифистом или, к примеру, религиозным человеком, достаточно просто по каким-то личным причинам не хотеть служить в армии. К примеру, среди альтернативщиков очень распространен тезис о том, что принцип комплектования армии на основе призыва является рудиментарным в современном обществе как с точки зрения безопасности и экономики, так и общегражданских интересов», — пишет Комитет солдатских матерей Санкт-Петербурга.
Альтернативную гражданскую службу молодые люди проходят в госучреждениях. Их трудовая деятельность регламентируется действующим российским законодательством, в том числе Трудовым кодексом. При определении места службы государство учитывает профессию, стаж и образование будущего альтернативно служащего.
Служба альтернативщика заканчивается с приказом об увольнении с места работы. После этого молодой человек идет в военкомат и меняет удостоверение гражданина, проходящего АГС, на обычный военный билет с учетно-воинской специальностью и званием «рядовой».
Подробная информация про альтернативную гражданскую службу. Газета «Альтернативщик».
— Не хотят служить многие. Особенно сейчас. Но часто ищут путь «откоса» от армии, иногда скрываются: то, что называется «уклоняться от призыва». Лично мне этот путь не нравится, все же в нем есть нечестное.
— На втором году службы я разговаривал с юристом. Он сказал, что осталось мне немного: лучше дослужить и получить военный билет, специальность в нем напишут. И спокойно, по его словам, можно жить, устраиваться на работу в хорошую компанию.
— Работа на почте оператором связи нервная, это понятно. Все время с людьми, с их характерами… И все же: что испытал 24 февраля?
— Сначала я, как и все нормальные здравомыслящие люди, стал смотреть источники. У моих знакомых на Украине есть родня, от них поступали сообщения. Мне было печально сознавать, как поступила Россия. Было обидно, что Россия ополчила против себя все страны. Обидно за свою Родину. В любом случае [пропущенное слово] — это ужасно.
Потом я общался с другими людьми, размышлял. И пришел к выводу, что, конечно, можно было сделать по-другому, но сделано как сделано. Моя вера немного фаталистично настроена, отличается даже от веры моих родителей и моей Церкви. Да, я верю в Христа, но считаю, что, если это должно было случиться, оно случилось.
— Ладно, в глубины веры не будем погружаться. А когда стали приходить сведения о погибших… ты вздохнул облегченно, что ты не там?
— Наверное, да. Когда появились сведения о призывниках, я был рад тому, что прохожу альтернативную службу. Подумал: надеюсь, что меня отсюда никуда не заберут.
— Нет, конечно. Ты же свою службу несешь — все честно. Скажи, а младшему брату, своим друзьям ты бы посоветовал проходить АГС?
— Мой младший брат тоже пойдет на альтернативную службу. Другому человеку я бы посоветовал АГС в том случае, если он не видит для себя пути развития. То есть тот человек, который хочет заниматься своим делом, продвигаться в жизни самостоятельно, ему любая служба будет только мешать.
Мои товарищи не будут устраиваться в крупные компании, где надо предъявлять в отдел кадров военный билет. Есть свое дело, подушка безопасности, и с этим будут жить. Считаю, что, если человек знает, чем он будет заниматься, ему служба не нужна. А если он еще не определился, его вектор жизни не устоялся, то лучше пройти альтернативную службу. Потому что ты в армии просто так год проведешь. А на АГС обычно остаешься в своем городе, живешь дома, видишься с родителями, с друзьями.
И, возможно, даже во время этой службы по выходным, по вечерам будешь развивать свое дело. Я тоже пытаюсь, хотя работа на почте выматывает сильно.
Иногда я думаю, что совершил ошибку и нужно было попытаться сделать все, чтобы не призвали. Но на тот момент я был уверен, что это мой правильный путь, если я хочу остаться в Томске. В принципе, я и сейчас не жалею, что пошел поработать и попал на почту. Это школа жизни как никак. Я съехал от родителей наконец-то и живу отдельно. Снимаю квартиру рядом с работой.
Когда я смотрю со своей фаталистичной колокольни и считаю, что если альтернативная служба случилась, то так и должно быть. Надеюсь, что этот выбор поможет мне в будущем.
Допустим, ничего не выйдет со своим делом, оно провалится. Если пойду работать по своему диплому на производство, тогда военный билет как раз понадобится. К тому же в эти год и девять месяцев идет рабочий стаж, на стаж тоже смотрят.
В целом если человек не хочет служить в армии с оружием в руках и хочет в будущем работать на какую-нибудь крупную компанию, то альтернативная служба — это выбор для него.
— И мой последний вопрос: как ты думаешь, почему у нас в стране так мало выбирают альтернативную службу? Я читала, что когда в Германии была служба по призыву (до 2011 года), у них почти половина не шла в бундесвер, а выбирала гражданскую службу — по 120–130 тысяч молодых людей в год. А у нас единицы, несколько сотен в год на всю Россию. С чем это связано, по твоему мнению?
— Сложный вопрос. По моему мнению, на это больше всего влияет пропаганда. Многие взрослые люди советского воспитания, старшего возраста — приверженцы власти. Они постоянно слышат по телевизору и отовсюду: «Служба — это хорошо, это правильно, Родину защищать». Вот это патриотическое движение, жесткая пропаганда. Плюс устоявшиеся законы о призыве, где достаточно трудно найти лазейки… Вот и ищут фирмы, где за большие деньги помогают их отыскать, вилами на воде пишут диагнозы. Такой вариант — «через болезнь» — чаще всего используют.
Вторая причина, на мой взгляд, то, что призывникам с действительно пацифистскими взглядами трудно доказать, что они так настроены. А их много. Людям, которые не могут это подтвердить какими-то официальными документами, очень сложно выйти и отстоять свою позицию перед призывной комиссией. Пацифизм — его же не пощупаешь. Справкой, как в церкви, не подтвердишь.
***
В августе Петр Сергиенко с чистой совестью завершит свою гражданскую службу, попрощается с коллегами по почтовому отделению и займется любимым делом. Он — фокусник, иллюзионист. Один из троих людей этой профессии в Томске. Человек, который приносит радость детям, показывая на праздниках фокусы и чудеса.