Альтернативная, национальная, или «гражданская служба» («шерут леуми эзрахи») — слова, которые очень любят израильские политики. В своих фантазиях они видят толпы идеалистически настроенных ультраортодоксальных молодых людей, вставших в очередь, чтобы потратить два года своей жизни на служение народу и стране: менять простыни в больницах, с риском для жизни тушить пожары, очищать ручьи и парки от годами копившегося мусора и красить дома одиноких пожилых людей. Как это здорово и благородно, и глядишь — все проблемы общества решены.
Гражданская служба, по сути, воплощает дискриминацию по крови. Как можно сравнивать службу в бригаде «Голани», где светский юноша почти три года рискует жизнью и здоровьем, а затем 20 лет служит в резерве, и службу «харедим» — год или два, по шесть часов в день, живя дома, с нулевым риском, но при ежемесячной зарплате и льготах ветеранов-солдат.
Перспективы гражданской службы можно выяснить по текущей ситуации в «Управлении гражданской национальной службы», обслуживающем несколько тысяч добровольцев. Те немногие «харедим», которые там зарегистрированы, и не думают пачкать руки в больницах или рисковать жизнью при тушении пожаров. Самое большее из того, что они делают — уговаривают пациентов больниц наложить тфилин. Они также служат «наставниками» в йешивах, «обучают» мальчиков для бар-мицвы и поддерживают тех, кто принимает ультраортодоксальную версию иудаизма, и все это без какого-либо реального надзора.
Они не нужны больницам и пожарным. Никому не нужен человек, который будет только мешать. Нужны образованные профессионалы, которые на этой работе хотят сделать карьеру.
Директор одной из организаций пояснил: «Ни один ультраортодокс не идет на гражданскую службу из-за идеологии. Все они руководствуются личными интересами». Один из таких «добровольцев» рассказал: «Это самые легкие деньги, которые я когда-либо зарабатывал». Его друг добавил: «Я слышал, что если ты женат, то это очень выгодно, поэтому я пошел на это».
С какой стороны ни посмотри, гражданская служба — это ошибочная и вредная идея. Она закрепляет и нормализует уклонение от призыва. Вот почему эта фантазия должна быть искоренена, и все 18-летние ультраортодоксы должны быть призваны в армию. И если вы говорите, что это невозможно, мы подождем, пока это произойдет. Если «харедим» настаивают на уклонении от призыва, не работают и истощают бюджет, мы можем настаивать на истинном равенстве в этом бремени. Одна большая несправедливость не должна исправляться другой.
https://detaly.co.il/grazhdanskaya-sluzhba-v-izraile-fiktsiya-ili-net/