Для многих альтернативщиков их служба стала школой жизни. Они научились отстаивать свои убеждения, договариваться с начальством, налаживать отношения и не бояться работы
Есть устойчивое мнение, что попасть на АГС могут только представители религиозных течений, где запрещено брать оружие в руки. Или малочисленные коренные народы, которые ведут традиционный образ жизни, например оленеводы в Якутии. Но это не так.
Не только оленеводы
Алексей из Москвы – старший сын в большой православной семье, с детства не любил военную тему, никогда не увлекался солдатиками, любил возиться с младшими братьями и ставить в школе спектакли. Георгий из Подмосковья женился сразу после окончания колледжа и не хотел надолго расставаться с супругой. А Кирилл из Екатеринбурга ничего не имел против защиты Родины, но армейская тема настолько тяжело им воспринималась, что однажды на школьных военных сборах ему стало плохо.
Все они не представляли себя в армии. Но решили не бегать от военкомата. Альтернативная гражданская служба, то есть замена военной службы на работу в интересах общества и государства, дала им такую возможность.
В федеральном законе «Об альтернативной государственной службе» от 25 июля 2002 говорится, что на АГС имеют право граждане, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит военная служба. Но какие именно убеждения, в законе не сказано, это могут быть и религиозные, и пацифистские убеждения, а может быть, несогласие с воинским уставом и выполнением приказов.
По данным Роструда на 01.08.2021, альтернативную гражданскую службу в Российской Федерации проходили 1138 человек. Всего в минувшем году на военную службу было призвано 261 500 человек.
За полгода до призыва
Чтобы попасть на АГС, надо подать заявление с просьбой о замене вида службы в военкомат – не позднее, чем за полгода до начала призыва. Если молодой человек попадает под осенний призыв, то подать заявление нужно до 1 апреля. Если под весенний призыв, то до 1 октября предыдущего года.
Но даже если сроки пропущены, все равно можно подавать заявление, призывная комиссия может согласиться с доводами и дать согласие за замену.
В заявлении надо обосновать свое желание именно гражданской службы. Часто причиной бывает вероисповедание. Среди других причин указывают свои личные убеждения, например, молодой человек против любых военных конфликтов, или отрицает право государства на насилие, или же видит в армии подавление человеческой личности.
Екатеринбуржец Кирилл Пастухов написал в своем заявлении, что военная служба ограничит его в базовых правах и свободах – свободе перемещения, праве на частную жизнь, действиях в соответствии со своими антимилитаристскими убеждениями.
К заявлению прикладывают автобиографию и характеристику с места учебы или работы.
Комиссия вызывает молодого человека, рассматривает заявление и выносит свое решение: заменить вид службы или отказать. После этого призывника отправляют на медицинское освидетельствование. Если он годен по состоянию здоровья, то через полгода ему предоставят место работы.
Место службы – в случайном порядке
Насколько тяжело или легко будет на АГС, зависит от места распределения и начальства. Хотя в законе написано, что должен учитываться опыт работы и образования, чаще всего место службы определяется в случайном порядке.
В списке Министерства труда указано 140 должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, но чаще всего молодые люди попадают в больницы, дома престарелых, психоневрологические интернаты и на почту. Также их могут направить в военную организацию в качестве гражданского персонала.
На время работы заключается трудовой договор, проходящие альтернативную службу получают зарплату, у них есть выходные и два отпуска. Длится АГС 21 месяц, а у проходящих службу в военных организациях на гражданских должностях – 18 месяцев. Альтернативно служащий имеет право получать образование – в заочной или вечерней форме.
Альтернативные будни
Евгений Новиков проходил альтернативную службу в Гатчинском ПНИ в 2019–2021 годах, во время службы он вел телеграм-канал «Будни агсника». Сначала Евгения определили на должность санитара, но оказалось, что для этого надо пройти обучающие курсы, поэтому он решил пойти на должность уборщика производственных помещений.
Кроме своей непосредственной работы Евгений выполнял то, что не входило в круг его обязанностей. Свободного времени было достаточно, Евгений не хотел портить отношения с сотрудниками ПНИ, был рад заняться чем-то полезным и спокойно соглашался на разные виды работ. Перевозил проживающих из палат на обследования в поликлинику, помогал санитаркам раздавать еду, готовил помещение к ремонту, таскал мебель, мыл полы в палатах, выполнял для проживающих мелкие поручения. Первое время на нем была вся работа, связанная с обслуживанием компьютеров в ПНИ.
Евгений остался доволен своей службой, самым главным для него стало то, что это время не пропало впустую. Он считает, что стал более целостной личностью, начал задумываться о проблемах страны и общества. После окончания службы Евгений стал координатором «Движения добровольных отказчиков», теперь он помогает другим молодым людям отстаивать свое право на АГС.
Но не все остаются довольны своей гражданской службой. Например, Дмитрий из Курска работает в почтовом отделении своего города, считает, что отношение начальства и клиентов к нему ужасное, приходится много бегать, а зарплата копеечная. Москвич Михаил работает грузчиком в больнице, работа физически очень тяжелая, и окружение позволяет желать лучшего.
Отстаивать свои права!
Кирилл Пастухов добился замены службы в 2016 году. Сначала его заявление просто не хотели принимать, потом пытались отговорить. Потребовалось отстаивать свои права.
Кириллу помогло то, что он пришел в военкомат хорошо подготовленным, заранее прочитав о порядке приема документов и о сложностях, которые могут возникнуть. Он показывал сотрудникам военкомата законы, не соглашался на манипуляции, вел себя вежливо, но твердо, и в конце концов ему одобрили замену военной службы на гражданскую.
Почти два года он проработал в медсанчасти Екатеринбурга уборщиком территории или дворником. Он не жалеет об этом времени, даже видит плюс в том, что сменил офисную работу на физический труд на свежем воздухе.
Сложностей в службе не было, не считая одной ситуации. Кирилл решил воспользоваться тем, что работает не в офисе, и покрасил волосы в зеленый цвет. Но когда пришел на работу в медсанчасть с зелеными волосами, его начальник был возмущен: «Ведь ты же солдат!» Кирилл вежливо объяснил разницу между военной службой и АГС, вопросов к нему больше не возникало.
Два раза за время службы Кирилл ездил в отпуск – в Санкт-Петербург и на море.
Квартирный вопрос
По закону организация, в которой работает проходящий гражданскую службу, должна предоставлять ему жилье. Это или место в общежитии или аренда комнаты, квартиры.
Далеко не у всех организаций есть такая возможность, поэтому жителей больших городов чаще всего оставляют работать в их же городе. То есть человек просто остается жить у себя дома и ездит на работу.
Распространенная ситуация, когда иногородним, проходящим АГС в домах инвалидов и престарелых, выделяют несколько комнат в корпусе с проживающими. Получается, что в течение 21 месяца, не считая отпуска, альтернативщики должны находиться на своем рабочем месте. При этом для них может быть не оборудовано место для приготовления пищи, а душ и туалет могут находиться в другой части корпуса.
Как показывает опыт, когда молодые люди начинают писать жалобы и отстаивать свои права, ситуация меняется.
Например, после проверки условий проживания в одном из домов престарелых Краснодарской области комиссия приняла решение снять альтернативнослужащим квартиру или отправить работать в родной город.
«Ты какой-то странный»
О том, с какими проблемами могут столкнуться в военкомате подающие заявление о замене службы, рассказывает Елена Попова, администратор группы «ВКонтакте» «Движение сознательных отказчиков от военной службы»: «Часто в военкомате предлагают сначала пройти медкомиссию, а потом уже подавать заявление на АГС, говорят: „А вдруг ты не годен? Тогда вообще не пойдешь служить“».
Но заболевание ведь не появится волшебным образом, поэтому если молодой человек знает, что причин для медотвода у него нет и хочет служить альтернативно, то правильнее сначала подать заявление на АГС, а потом уже проходить медкомиссию. Иначе, посчитав его годным, ему могут сразу прислать повестку о призыве и отстаивать свое право на АГС будет гораздо сложнее.
Второй вариант – человека пытаются отправить к психиатру: «Ты подаешь заявление на АГС? Что-то ты какой-то странный». Находят поводы, по которым можно отправить в психоневрологический диспансер.
Например, если у человека есть в анамнезе головные боли, которые лечит невролог, его все равно могут отправить в ПНД. Ребята боятся, думают, что лучше сходить в армию, чем получить отвод от армии по психиатрии. Получается такая манипуляция их страхом, игра на предрассудках».
Третья проблема – это само заседание призывной комиссии, особенно в небольших городах, где еще не привыкли к альтернативной службе. С молодыми людьми говорят в хамской манере, высмеивают их убеждения, повышают голос.
Изменение парадигмы
Почему бывает так сложно получить разрешение комиссии о замене военной службы на альтернативную?
Елена Попова: «Проблема в том, что в сознании многих членов призывной комиссии очень сильна парадигма военно-патриотического воспитания как однозначно хорошей положительной коннотации. Они считают, что только военная служба хороша, а все остальные варианты – однозначно что-то плохое.
Мне кажется, что по мере появления молодых людей, готовых последовательно защищать свои интересы, это пройдет. И такие люди появляются.
Многие пишут, что они начинали свои отношения с военкоматом с очень сильного чувства страха, повышалась тревожность, кому-то нужна была даже медикаментозная помощь, когда человека просто трясло от этой темы. И когда мы постепенно вместе разбирались в проблеме, читали законы, призывник говорил, что ушел этот страх, появилась уверенность и теперь он может помогать другим выстраивать свои отношения с военкоматом.
В нашей группе есть много материалов, образцов подачи заявлений, которые помогают призывникам. Многие пользуются нашими материалами, каталогами и самостоятельно оформляют замену на АГС».
Педиатра – в санитары
Самая большая проблема АГС на сегодня – это несоответствие места прохождения службы, должности образованию призывника.
Несмотря на то что в законе написано, что должен учитываться опыт работы и полученное образование, места службы определяются в случайном порядке. Специальность учитывается очень редко. Например, педиатра или пилота гражданской авиации могут отправить работать санитаром или уборщиком.
В идеале альтернативная служба должна развивать молодого человека, в реальности так получается далеко не всегда. Молодые люди с высшим образованием работают 21 месяц грузчиками или уборщиками, тогда как больше блага обществу они принесли бы, работая по своей специальности.
Для того чтобы добиться изменения места работы, приходится приложить много усилий самим призывникам, но не Роструду, организации, которая занимается распределением.
Некоторым альтернативщикам удается самим договориться с подходящей им организацией и попросить отправить запрос в Роструд, но пока это единичные случаи.
АГС для слабаков?
Учитывая все сложности, с которыми сталкиваются молодые люди, не проще было бы отслужить год на обычной военной службе? Убежденные альтернативщики говорят, что нет. В военкоматах их часто считают «халявщиками» и уговаривают: «Ну всего годик послужишь, это же быстрее».
Как будто на АГС подают заявление слабаки, которые не хотят напрягаться.
Сейчас достаточно информации в интернете, чтобы заранее понять, что представляет из себя альтернативная служба: да, это может быть тяжелее армии. Ты можешь попасть к начальнику со сложным характером, в неприятный коллектив, возможно, что тебе придется выполнять грязную работу и длиться все это будет дольше военной службы.
Но молодых людей, подающих заявление на АГС, это не останавливает, потому что они действуют по своим убеждениям.
На вопрос, а не проще ли было бы на военной, Кирилл Пастухов отвечает, что нет, ему не проще. Работая дворником на государственной службе, он чувствовал себя в согласии со своими жизненными принципами, и никакой халявы на работе не было.
Для многих альтернативщиков их место работы стало действительно школой жизни. Им пришлось учиться отстаивать свои убеждения, договариваться с начальством, налаживать отношения в коллективе и не бояться работы.
Иллюстрации Варвары Гранковой
Альтернативная гражданская служба: не только сектанты — Милосердие.ru (miloserdie.ru)