Алексей Табалов и его «Школа призывника» учат защищать свои права

Челябинский правозащитник Алексей Табалов отметился участием в нескольких либеральных политических проектах, но в итоге остановился на правозащитной деятельности в рамках проекта «Школа призывника». Гость редакции Lentachel.ru рассказал, с чего все началось.

Алексей Табалов и его «Школа призывника» учат защищать свои права

— Алексей, в последнее время расплодилось большое количество сайтов, где тоже предлагают правовую помощь призывникам. Правда, стоит она недешево.

— Я как раз хотел сказать про эти сайты, что чаще всего это жулики, которые пользуются правовой безграмотностью наших граждан. Причем, в некоторых случаях к таким проектам имеют отношение бывшие сотрудники военкоматов! А иногда это просто закамуфлированная дача взятки.

— Раз таких сайтов много, значит, есть спрос?

— Ну если цена «услуг» начинается от 49 тысяч рублей, то даже 10 клиентов за призывную кампанию дают сбор в полмиллиона рублей.

— А чем лучше «Школа призывника»? Тоже зарабатываете на призывниках?

— В том-то и дело, что нет. Мы — некоммерческая организация, которая существует на пожертвования спонсоров.У нас нет цели зарабатывать деньги, поэтому всю консультационную, а нередко и юридическую помощь оказываем бесплатно для тех, кто к нам обращается. Например, мы предоставляем бесплатного адвоката тем призывникам, которые хотят защищать свои права в суде.

— Когда родился этот проект?

— «Школа призывника» впервые возникла как правозащитный проект в 2009 году в рамках фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия». Этим проектом занимались я и группа единомышленников. В то времяуже фактически прекратили работать «Солдатские матери». А необходимость оказывать помощь призывникам и военнослужащим никуда не исчезла.

— И «Школе призывника» сразу дали деньги?

— Ну как сразу? Мы выиграли скромный грант посольства Королевства Нидерландов на правозащитный проект «Школа призывника». Он и заложил фундамент нашей дальнейшей работы. Кстати, мы неоднократно подавали свои заявки и на конкурсы грантов президента России, но ни разу нам не присуждали победы. Позднее я создал АНПО «Школа призывника», и проект выделился в отдельное направление работы. В 2016 году в связи с изменением российского законодательства обе наши правозащитные организации признали иностранными агентами. Хотя у «Школы призывника» даже счета в банке не было. Разумеется, организация никаких иностранных средств не получала. Но власти сочли, что раз я к этому имею отношению, то этого достаточно. Нас оштрафовали на 700 тысяч рублей.

— Что, пришлось платить такие гигантские штрафы?

— У нас нет таких финансовых возможностей. Но само решение о наложении штрафов было обжаловано. В Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) эти жалобы уже коммуницированы. Правительству России ЕСПЧ задал вопросы по этим жалобам. В скором времени ожидаем решения.

Самое интересное, что на сегодняшний день по решению Минюста России обе организации исключены из реестра иностранных агентов. Однако решения о наложении штрафов не отменены.

— Вернемся к сути. Сколько в Челябинской области каждый год призывают новобранцев? А сколько в России?

— В Челябинской области это, как правило, 3,5–4 тысячи человек. По России в целом этой осенью призывают 132500 человек.

— Число призывников растет год от года или снижается?

— Пожалуй, снижается. Растет число контрактников. И это правильная политика государства. В конце концов Россия придет к полностью профессиональной армии. Которая будет более компактной по количеству военнослужащих, но более эффективной. Понятно же, что невозможно подготовить квалифицированного военного специалиста за год. К тому же через год он все равно демобилизуется.

Вспоминаю, как лет 15 назад на одном круглом столе в Челябинске представитель областного военкомата в ответ на мои слова о том, что армия должна быть профессиональной, самоуверенно заявил, что в России такого не будет никогда.

— Некоторые люди, считающие себя патриотами, уверяют, что нельзя России иметь только профессиональную армию? Якобы это слишком дорого.

— Неправда, есть экономические расчеты, показывающие, что профессиональная армия будет не дороже, чем та, что есть сейчас. Но на каждого отдельно взятого военнослужащего (а всего их будет меньше, конечно) пойдет намного больше средств, чем сегодня.

— В современной армии все еще не изжиты неуставные отношения. Почему?

— С одной стороны, былая дедовщина советских времен уходит в прошлое. С другой, неуставные отношения в армии не только сохранились, но и усугубляются. Нередко это связано со столкновениями на национальной почве.

— Травмы и даже гибель призывников встречаются и сегодня.

— Увы, это так. Свежий случай зафиксирован в Пермском крае, где выходец из Дагестана затравил срочника, призванного из Магнитогорска, и тот наложил на себя руки. Но чаще всего опасности для здоровья призывников возникают в силу произвола или безответственности со стороны командиров, нежели просто в результате столкновений молодых солдат. Например, бывает, что целый взвод заболевает пневмонией или менингитом.

— «Школа призывника» с учетом всего вышесказанного занимается чем? Информирует призывников о том, при каких условиях они могут не пойти в армию?

— Прежде всего мы учим молодых людей изучать законы и знать свои права. Это первая часть нашей деятельности – просветительская. Вторая – правозащитная, когда мы помогаем гражданину, если государство нарушает его права. Помогаем, повторюсь, бесплатно. Третье направление нашей работы – мы способствуем системным изменениям в военно-гражданских отношениях в целом как на законодательном уровне, так и на уровне правоприменительной практики, в том числе в военкоматах и судах. Дело идет медленно, но сдвиги есть. Раньше в военкоматах права призывников нарушались постоянно и повсеместно. Теперь военкоматы тщательнее подходят к своей работе.

— Кто подлежит призыву в армию?

— Это общеизвестно: мужчины в возрасте 18-27 лет (срок службы – год), годные по состоянию здоровья. Кстати, эта позиция наиболее часто нарушается военкоматами и призывными комиссиями.

— Как защититься от этих нарушений молодому человеку?

— Главный документ, который надо знать, – «Расписание болезней», это приложение к «Положению о военно-врачебной экспертизе». Там 88 статей, описывающих различные заболевания, которые дают право гражданину на освобождение от призыва на военную службу.

— Есть еще альтернативная служба.

— Тут не так все просто. С одной стороны, право на альтернативную службу прописано в Конституции (статья 59) и законе «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы в этом случае– 18 месяцев. Чаще всего в медицинских или социальных учреждениях. Причем, параллельно можно продолжать учиться, можно получать зарплату. И конечно, ночевать дома. С другой стороны, сложившаяся практика такова, что призывников, которые хотят выбрать альтернативную службу, заставляют доказывать свои убеждения (!). Хотя в законе такого требования нет. В общем, в праве на альтернативную службу могут запросто отказать. За реализацию этого права придется побороться.

Приведу в пример недавний случай, когда призывнику в Курчатовском районе Челябинска призывная комиссия отказала в праве на альтернативную службу, требуя от него доказательств его антивоенных убеждений. Абсурд! Областная призывная комиссия (под председательством губернатора Дубровского) пересмотрела решение. Парню заменили военную службу на альтернативную.

— А чем все-таки опасны коммерческие консультанты? Возможно, от них тоже кому-то польза есть?

— Они опасны тем, что обманывают призывников и наживаются на их безграмотности. Во-первых, объявленная широко цена (49 тысяч рублей) вовсе не гарантирует призывнику избавления от призыва. Мне приходилось читать договоры таких контор. Это в рекламе они все гарантируют. В договорах никаких гарантий нет и близко. Все больше про консультационную деятельность. Однако информацию о положениях в законодательстве призывник может найти сегодня и сам. Причем, бесплатно. Я встретил как-то раз в суде молодого человека, с которого такие вот коммерческие консультанты-юристы взяли 30 тысяч рублей за составление безграмотного искового заявления. При этом за такие деньги ему даже не оказали юридической поддержки в суде. Парень, который двух слов связать не мог, вынужден сам был защищать себя в суде. Естественно, он проиграл. И еще потерял при этом немаленькие деньги.

Стоит сказать еще и том, что откупаться деньгами от призыва попросту незаконно. Этак можно призывнику и под уголовную статью попасть.

Я слышал, что цена реальных взяток за то, чтобы освободиться от призыва, намного больше, чем 49 тысяч рублей. Кстати, не так давно в Челябинске был арестован за взятки начальник областной военно-врачебной комиссии.

— А что гарантирует «Школа призывника»?

— Мы не гарантируем освобождения от армии. Но мы объясним положения законодательства и сделаем все возможное, чтобы защитить права молодого гражданина.

— Ваша целевая аудитория – люди в возрасте от 18 лет?

— Нет, начиная с 16 лет, когда молодых людей впервые ставят на воинский учет. Именно с этого момента надо учить молодежь изучать законы и знать свои права. И не только в отношении призыва на военную службу. Многие беды в России происходят из-за того, что люди элементарно не знают своих законных прав.

https://lentachel.ru/news/2018/11/03/alexey-tabalov-i-ego-shkola-prizyvnika-uchat-zaschischat-svoi-prava.html